Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Юношеская библиотека №5
logo
Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Юношеская библиотека №5
Адрес: 452616 Республика Башкортостан город Октябрьский, 25 микрорайон, дом 10 Б.
тел. 8(34767)7-06-71, e-mail: mukcbs58-5@mail.ru

Видеоролик «Несломленный дух Салавата»

Салават Юлаев – национальный герой башкирского народа (батыр), поэт-сказитель (сэсэн), прославившийся как один из самых активных сподвижников Емельяна Пугачева в Крестьянской войне 1773-1775 годов.

Это герой, соединяющий, башкирскую и российскую историческую память, символ дружбы народов.

В республике Башкортостан он национальный герой, его именем названы улицы многих городов, а к бронзовым статуям возлагают цветы. Салават Юлаев был соратником Пугачева, который поднял массовый бунт среди казаков и крестьян Урала и Поволжья.

На момент начала восстания Салавату было всего 19 лет. Он примкнул к бунтовщику вместе со своим отцом Юлаем Азналиным, происходившем из знатного и богатого рода башкирских дворян-тархан. Еще до восстания Юлай участвовал в нескольких военных операциях русской армии и был награжден царем землями. Однако вскоре власть передала земли, принадлежавшие Юлаю, купцам под строительство заводов. Не сумев отсудить владения обратно, Юлай с сыном и примкнули к Пугачеву, собрав трехтысячный отряд крестьян.«Свирепый Салават», как назвал его Пушкин уже в «Истории пугачевского бунта», отличился в боях: сам провел несколько успешных сражений, взял два завода, участвовал в осаде Оренбурга, а также взял одну из крепостей, захватив ее казну. Особенно свирепствовал Салават на бывших отцовских землях – он даже сжег царские заводы.

В 1775 году царские войска все же разбили отряд Юлаева, а его схватили и приговорили к каторге.

Под страхом наказания и преследования царской полиции, о Салавате стали слагать песни и легенды. Одна из них гласит, что в башкирских горах так много хрусталя, потому что люди плакали целыми селениями, когда героя уводили на каторгу.